Публикации
Грузинский след
2013-08-01013После российско-грузинского конфликта 2008 года в отношениях между двумя народами наступила своего рода «полоса отчуждения». Больше всего пострадали от этого, как водится, простые люди. Грузин, живущих в России, стали чураться, придумывать про них всякие небылицы, а кое-где и предлагать вернуться на историческую родину. Прошло время, дурман по большей части рассеялся, но недопонимание и подозрительность исчезли не везде. А ведь у нас немало общего. О представителях некогда цветущей закавказской республики, для которых Вологодская область стала вторым домом, написал наш автор Константин Мурузиди.«Единственная отдушина - туристы из России»
Около 40 лет назад я впервые услышал на Вологодчине грузинскую речь. Это оказался экспедитор Нелазского сельпо Яков Пачкория. Он давно жил с семьей в пос. Андогском. Наше общение стало обязательным в каждый мой приезд. Интересно, что один из первых моих журналистских репортажей в газете «Химик» посвящен как раз сыну Пачкория - Владимиру.
Позднее этот достаточно мелодичный язык мне довелось услышать в лесах Кущубы Вологодского района, где проходили военные сборы офицеры и солдаты запаса. Там присутствовал один из многочисленных представителей Аджарии - Тамази Меладзе, который отправился на Вологодчину специально ради учебы. Но его планам не суждено было сбыться, поэтому он устроился работать слесарем по ремонту автомобилей. Продвинулся до крупного бригадира, ему дали новое жилье. У Тамази большая дружная семья: двое сыновей, четыре дочери, много внуков. Последние годы он трудится бригадиром автостоянки. Недавно его проводили на заслуженный отдых, но Тамази не может сидеть дома.
Мы беседуем на его уютном рабочем месте, вспоминаем советские времена, нашу молодость.
- До распада Союза черноморское побережье Грузии в буквальном смысле расцветало, - рассказывает Меладзе. - Огромные доходы приносили чайные фабрики, пункты приема фруктов и цитрусовых, туризм. Система торговли обеспечивалась по высшему разряду. Население было занято полезным делом. К великому сожалению, все это ушло в прошлое - за исключением разве что туризма, да и то в урезанном виде. Для россиян появились туры в Грецию, Египет, Турцию и Мальдивы, а наши родственники и друзья ездят в ту же Турцию собирать чай и цитрусовые, работать на стройке.
В начале нынешнего года я встретился с одноклассником Тамазом Лухуташвили, проживающим на берегу моря в поселке Чакви Кобулетского района Аджарии. «Жизнь у нас как будто остановилась, - сетует он. - Единственная отдушина - туристы из России. К нам ездят отдыхать даже из Новосибирска, будем рады видеть и гостей с Вологодчины. Каждый год с нетерпением ждем открытия купального сезона, который длится вплоть до октября».
Вслед за Тамази Меладзе удачно десантировались в городе на Шексне его односельчане братья Джакели. Сперва перебрался старший - Рамин Амиранович. Он получил высшее образование и хорошую работу на металлургическом заводе. Позднее за ним последовали младший Фридон и его двоюродный брат Гоги Шантадзе. Последний занимается торгово-закупочной деятельностью, в свое время ему присвоили звание мастера спорта по тяжелой атлетике.
А что касается Фридона Джакели, с которым автор этих строк несколько лет работал бок о бок на «Северстали», то его кабинет просто увешан Почетными грамотами и благодарностями руководства предприятия. В прошлом году он съездил в Аджарию проведать родителей.
- Для сельского жителя там сейчас тяжелые времена, - делится Фридон своими впечатлениями. - В этих населенных пунктах лучше всех живут пенсионеры. А ведь и у них на сегодняшний день средняя пенсия в пересчете на российские деньги - 2,4 тысячи рублей. Цены - почти такие же, как в России.
Знатоки ресторанного бизнеса
Из живущих в Череповце грузин самый мой близкий сосед, специалист в области услуг общественного питания Мераб Сурманидзе. На Вологодчине лучше него никто не готовит хинкали. Сначала он держал кафе, а потом захотел заняться предпринимательством более масштабно и совместно с земляком открыл ресторан на территории бывшего молокозавода. Через год - еще один объект, на базе бывшего пивбара. Работается, конечно, нелегко, но другой профессии у Мераба нет.
Его деловой партнер Манучар Тогорая - очень интересный и хваткий человек, многогранная личность. Он один из успешных представителей западной Грузии. Многокилометровый переезд в Череповец совершил ради одной цели - получить высшее образование. В ЧГУ поступил по совету начальника котельно-монтажного цеха ОАО «Северсталь» Х… Берулавы. Одновременно обучившись ремеслу газоэлектросварщика в учебном комбинате, Манучар длительное время в качестве бригадира монтажников обслуживал и ремонтировал металлургическое оборудование. Он и сейчас в этом довольно прибыльном деле - теперь уже в качестве руководителя общества с ограниченной ответственностью. Не оставляет без внимания и ресторан.
Зураб из Гардабани
Это имя очень распространено в Грузии. Следующим моим собеседником стал его обладатель, выходец из восточной части этой страны. Зураб Папиашвили - единственный из моих знакомых грузин, прибывший в Череповец с дипломом в кармане. Выпускник Тбилисского железнодорожного техникума, он заранее твердо знал, куда направится. В его трудовой книжке появилась запись: «Составитель поездов УЖДТ ОАО «Северсталь». Зураб отлично знал и любил свою работу, поэтому быстро продвигался по служебной лестнице. Вот он уже замначальника района ст. Копровая, затем - начальник района ст. Сырьевая-2. Последние годы он трудится в цехе шлакопереработки, всегда в почете у руководства.
На комсомольскую стройку
О том, что в Череповце идет большое строительство, еще один Зураб - Чхатарашвили - прочитал в газете, находясь на срочной службе в Подмосковье. Сразу решил: поеду - и будь что будет! К тому времени на возведении самой крупной доменной печи №5 собрались люди со всех уголков Союза. Были здесь и представители Грузинской ССР. Большое трудолюбие и дисциплинированность позволили Зурабу за короткое время пройти путь от слесаря трубопроводного участка до секретаря комитета комсомола управления «Центрдомнаремонт». В досрочном выпуске первого чугуна на построенной домне велика заслуга и его коллектива. В последующие годы Чхатарашвили руководил профкомом управления и молодежным центром «Северстали».
Зураб Константинович - человек предприимчивый, поэтому в числе первых в городе ушел в частный бизнес. Его детище - кафе возле одного из городских кинотеатров - пользуется большой популярностью.
- Хочется не просто зарабатывать, а передавать накопленный опыт, - размышляет Чхатарашвили.
Поэтому он пригласил сюда сперва двоюродного брата Анатолия, а затем родного - Теймураза. Они помогали родственнику, а заодно и сами постигали основы предпринимательства. Сейчас первый живет в пос. Малечкино и занимается торговлей, а второй содержит автостоянку в Тоншалове. У них крепкие семьи, растут хорошие дети. Внучка Зураба Константиновича уже успела прославиться. В прошлом году на юношеском чемпионате Европы по шахматам, проходившем как раз в Грузии, Полина, будучи единственной представительницей Ро России, вошла в число призеров.
Большой след в жизни района оставила Грузинская ПМК. Колонна базировалась в д. Матурино, трудились в ней более 200 грузин и местных жителей. Многие из приехавших тогда на Вологодчину, например инженер Тариел Зедгенидзе, водитель Илья Валишвили, два Тенгиза - Газашвили и Аргвадзе, - работают здесь и поныне.
Образованная семья
Почти всю жизнь провел в России уроженец батумских мест Тариел Джингарадзе. Он обладатель двух дипломов о высшем образовании (его дети, к слову, последовали в этом отношении примеру отца), трудился в сфере торговли и МВД в Костроме, Москве, Аджарии. Перед уходом на пенсию успел побыть и индивидуальным предпринимателем. Сейчас Тариел Мамудович дома не сидит, занимается национальными вопросами в недавно образованной общественной организации «Офицеры России».
- В Череповце живет более двухсот семей грузин, - говорит Джингарадзе. - Они вносят посильный вклад в развитие городского хозяйства, задействованы почти во всех отраслях экономики.
Ростки новой жизни
Мы сидим с моими грузинскими друзьями в ресторане и размышляем о судьбах их Родины, о ее настоящем и будущем. Сейчас потихоньку начинается возрождение некогда очень популярных курортных уголков. В той же Аджарии делают все для развития туризма: уже построены шикарные гостиницы, новый международный аэропорт. Будем надеяться, что россияне, и жители череповецкого края в том числе, снова вернутся в эти благословенные и гостеприимные места - отдыхать и набираться сил.
Константин Мурузиди
Череповец - Москва – Батуми
Фото Георгия Мурузиди
Ещё по теме:
2020-08-15
ВДВ - 90 лет: прощайте, голубые береты2020-07-06
Вологодская область получит 52 миллиона рублей из Резервного фонда Правительства на создание 2,5 тысяч общественных и временных рабочих мест2020-07-06
Вологодская Авиалесоохрана направилась в Красноярский край2020-07-06
1945 год: четыре Парада Победы и один участник, которого несли на шинели Сталина2020-07-06
Выдача подарков первоклассникам по программе Губернатора стартовала сегодня в регионе
Комментарии