18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

Проблема социально-экономического развития моногородов имеет важное значение

Проблема социально-экономического развития моногородов имеет важное значение
2020-12-04
27667

В Совете Федерации прошло первое заседание рабочей группы по вопросам развития моногородов. Провела мероприятие руководитель группы, член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Елена Авдеева.

Сенатор отметила, что действующий перечень моногородов, включает 321 муниципальное образование, из которых 97 относятся к моногородам с наиболее сложным социально-экономическим положением. В основном в перечне присутствуют моногорода, градообразующие организации которых отнесены к отраслям машиностроения, металлургии, добычи угля и металлических руд, химико-технологического и лесопромышленного комплекса. Моногорода расположены на территории 64 субъектов Российской Федерации. Больше всего моногородов в Кемеровской области (24 моногорода), Свердловской (17) и Челябинской (16) областях.

«В настоящее время проблема социально-экономического развития моногородов имеет важное значение не только для отдельных регионов, но и для экономики России в целом», — подчеркнула парламентарий.

По ее словам, в условиях глобализации экономика моногорода особенно сильно ощущает последствия экономической нестабильности. «Решение этой проблемы видится в определении перспективных направлений и механизмов государственной поддержки моногородов, создании партнерских отношений между государственным, коммерческим и некоммерческим секторами экономики, формировании инвестиционной привлекательности монотерриторий».

Елена Авдеева сообщила, что в июле этого года решением Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера была создана рабочая группа по вопросам развития моногородов. В ее состав вошли: 23 сенатора РФ, представители от Министерства строительства и ЖКХ РФ, Министерства финансов РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, ВЭБ.РФ. «Задачи рабочей группы состоят в определении тех проблем, которые мешают поступательному развитию моногородов, возможных механизмов и путей решения этих проблем, в том числе через эффективное нормативно-правовое регулирование и программы поддержки монотерриторий», — пояснила сенатор. Для этого, в первую очередь необходим детальный анализ существующей ситуации и результатов работы за истекший период.

Как отметила законодатель, проведенный опрос показывает, что подавляющее большинство монотерриторий оценивают произошедшие за последние пять лет перемены с позитивной стороны. С точки зрения экономики (экономический потенциал) произошли изменения к лучшему в 62 проц. монотерриторий. В социальной сфере позитивную динамику отмечают 70 проц. Набольшее число положительных оценок отмечено в развитие городской среды — 98 проц. Большинство городов фиксирует отрицательную динамику по показателям демографии. У 55 проц. моногородов зафиксирована убыль населения. «Данные опроса свидетельствуют также о том, что изменившаяся ситуация в моногородах должна быть учтена при актуализации перечня моногородов и их категорирования», — считает Елена Авдеева.

Сенатор подчеркнула, что в проекте подпрограммы в рамках основного мероприятия «Формирование институциональных условий развития моногородов» в качестве направлений работы обозначены: и совершенствование мониторинга социально-экономического развития моногородов, и актуализация их перечня. «Но следует учесть, что действующие нормы не вполне соответствуют принципам комплексного подхода к группировке моногородов по уровню их социально-экономического развития. Моногорода, примерно сопоставимые по количеству населения и площади территории и имеющие одинаковый статус, могут значительно различаться по объему производимой продукции, располагаемым доходам населения, по комфортности проживания».

Елена Авдеева обратила внимание на предложение о создании комплексного показателя, определяющего распределение моногородов не только по имеющимся рискам ухудшения социально-экономической обстановки, но и по степени социально-экономического развития и перспективам роста.

В своем выступлении сенатор коснулась вопроса государственной политики и мер поддержки моногородов. Правительство РФ разработало специальную программу поддержки моногородов. В 2010 г. в рамках этой программы было выделено 27 млрд руб. Но уже в 2013 г. из‑за затяжного падения цен на ряд экспортных товаров (особенно металлы) стало окончательно понятно, что многие моногорода стоят на пороге новых потрясений. Недаром Президент России затронул эту тему в Послании Федеральному Собранию.

По словам законодателя, реализация в моногородах мероприятий в рамках федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, позволяет привлечь дополнительные ассигнования для ускоренного социально-экономического развития и повышения уровня и качества жизни более 13 млн человек. Наиболее активно моногорода пользуются федеральными ресурсами по направлениям: «Жилье и городская среда» и «Образование». Неучастие в федеральных программах, в основном, связано с отсутствием финансовых средств для софинансирования и подготовки необходимой проектно-сметной документации. «Поэтому представляется возможным рассмотреть возможность формирования системы мониторинга адресного участия моногородов в реализации национальных проектов».

Елена Авдеева сказала об основных задачах, которые хотели бы решить моногорода с привлечением федеральных средств. Прежде всего, это касается сферы культуры (дома культуры, система дополнительного образования) и сферы водоснабжения и канализации.

По ее словам, с точки зрения моногородов эти проблемы территории могли бы решать и без участия в федеральных программах, за счет собственных доходных источников, но при обязательном их увеличении. Порядка 90 проц. моногородов хотели бы изменить бюджетное законодательство путем корректировок нормативов отчислений от НДФЛ и отчислений в местные бюджеты по налогу на прибыль.

Елена Авдеева обратила особое внимание на то, что федеральное законодательство до настоящего времени не содержит определение понятий «моногород» и «градообразующая организация». Внесение изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части закрепления статуса «моногород» позволило бы определить принцип квотирования средств государственных программ для адресной и системной поддержки моногородов.

Сенатор выделила и вопросы совершенствования нормативно-правовой базы в сфере создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР).

Елена Авдеева считает также необходимым совершенствование законодательства в части актуализации перечня моногородов, формировании системы мониторинга, адресного участия моногородов в реализации национальных проектов.